вторник, 26 августа 2014 г.

 
Программа "Школа юного журналиста". Второй год обучения.
БЕРЕЗЦОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Учитель русского языка и литературы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа предназначена для учащихся 11-х классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, изучающих русский язык и литературу на профильном уровне. Она является продолжением программы 2011-2012 учебного года (первого года обучения).
Данная программа «Школа юного журналиста» рассчитана на 136 часов обучения в течение года (4 часа в неделю).
Цель данного курса продолжить допрофессиональную ориентацию учащихся на специфику журналистской деятельности.
Задачи, которые предстоит решить в процессе второго года обучения:
- продолжение приобретения необходимых в журналистской деятельности знаний, умения и навыков;
- продолжение формирования социальной активности и грамотности, нравственных качеств и творческой активности учащихся;
- продолжение ознакомления с наиболее яркими публицистическими материалами различных жанров;
- продолжение обучения мастерству создания периодической печати, в данном случае – школьной газеты;
- систематический (ежемесячный) выпуск газеты «Школьные вести» (8 полос);
- пополнение знаний в области филологии, культурологии, журналистики.
Занятия второго года обучения предполагают как пополнение теоретических сведений, связанных с предполагаемой журналистской деятельностью учащихся в будущем, так и практические занятия, связанные с выпуском газеты «Школьные вести». В результате у школьников появляется возможность реализовать свои творческие возможности, развивать познавательную деятельность.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате второго года обучения на данном курсе учащиеся смогут окончательно определить свои способности и осознать свои возможности в выборе данной профессии – журналистики.
У них появится возможность значительно повысить уровень своих умений и навыков в области литературы, русского языка, культурологии и журналистики.
Они будут иметь представление об основных приемах написания текстов публицистического стиля., уметь выполнять творческие работы различных жанров, знать организацию материалов в публицистическом издании, уметь оформлять публицистическое издание, уметь использовать иллюстрацию.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
Наиболее продуктивной формой контроля на втором году обучения является активное участие в выпуске газеты «Школьные вести», а именно: рейтинговая система (каждому виду работы выставляется определенная сумма баллов). Данный вид оценки способствует усилению мотивации обучения и развитию навыков самостоятельной деятельности как во время учебных занятий, так и во внеурочное время.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ:
  1. Составление тезисного плана лекций учителя.
  2. Обсуждение в группе и составление плана очередного выпуска газеты «Школьные вести».
  3. Подготовка материала для очередного номера газеты «Школьные вести». Написание разножанровых творческих работ.
  4. Рецензирование творческих работ одногруппников.
  5. Верстка газеты «Школьные вести».
  6. Оформление газеты.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ . 5 часов.
Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики.
Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты.
Психологический анализ трудовой деятельности журналиста.

Форма обучения: лекция-беседа..
Слушание лекции учителя. Составление плана.

ТЕМА 2. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ. 5 часов.
Форма обучения: практическая деятельность. Работа с текстовым материалом. Анализ периодической печати.

ТЕМА 3. Подготовка материала для сентябрьского выпуска газеты «Школьные вести», посвященного началу учебного года: статьи, заметки, репортажи, интервью. – 8 часов.
Форма обучения - презентация, выступления учащихся. Практическая работа
Исследование.

ТЕМА 4. Анализ 1-го выпуска газеты «Школьные вести». 5 часов.
Содержание. Типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.

Форма обучения: дебаты, рецензирование.

ТЕМА 5. Необычные тексты. 4 часа.
Содержание: Поликодовые тексты. Слова к фотографии- какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые
черты и языковые средства необычных текстов.
Метод- метод исследования.
Форма обучения- исследование, практическая работа.
Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка)
Редактирование собственных текстов.

ТЕМА 6. Использование чужой речи в произведениях публицистического стиля. 4 часа.
Содержание: Чужая речь как элемент текста. Чужая речь - рефрен.
Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат.
Формы обучения - Практическая работа, исследование. Написание образцов различных публицистических жанров.

ТЕМА 7. Сбор и обработка материала для октябрьского номера газеты «Школьные вести». 8 часов.
Содержание: Статьи, репортажи, заметки, фельетоны, фоторепортажи.

Практическая работа.
Эксперимент.
Творческая лаборатория: создание новых рубрик газеты "Школьные вести" .

ТЕМА 8. Анализ октябрьского выпуска «Школьных вестей». Газетная информация. 4 часа.
Содержание : Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые
помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации
Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета.

Формы обучения - беседа, дебаты, деловая игра
Обзор региональных газет.
Презентация любимой газеты.

Тема 9. Каким должен быть хороший публицистический текст? . 8 часов.
Содержание: Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа.
Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч. Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж.
Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования.

Формы обучения: практическая работа, эксперимент, лекция.
Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Редактирование работ одногруппников.

ТЕМА 10. Выпуск ноябрьского номера газеты «Школьные вести»: сбор и обработка материала. 8 часов.

ТЕМА 11. Анализ ноябрьского выпуска «Школьных вестей». Рецензирование. 2 часа.
ТЕМА 12. Репортаж. 6 часов.
Содержание: История репортажа. Событие - неприкосновенно. Законы репортажа.
Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я".
Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.
Методы- работа в разновозрастных группах, традиционные.
Формы обучения- диалог, экскурсия.
"Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.
Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.

ТЕМА 13. Подготовка и выпуск новогоднего номера газеты «Школьные вести». Сбор материала. Обработка данных. 4 часа.
ТЕМА 14. Анализ выпущенной декабрьской газеты «Школьные новости». 2 часа.
ТЕМА 15. Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. 6 часов.
Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности.
Анализ текстов аналитических жанров.
Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.

ТЕМА 16.Подготовка и выпуск январского номера газеты «Школьные вести». Сбор и обработка материала. 4 часа.
ТЕМА 17. Анализ январского номера «Школьных вестей». Рецензирование. Рецензия. Статья. 4 часа.
Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация.

ТЕМА 18. Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос.
Соцопрос. 4 часа.
Тренинг: конкурс обозревателей.
Обзор СМИ.
ТЕМА 19. Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот. – 4 часа.
Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".
Редактирование.

ТЕМА 20. Подготовка и выпуск февральского номера газеты «Школьные вести»: сбор и обработка материала. 4 часа.
ТЕМА 21. Анализ февральского выпуска «Школьных вестей», рецензирование, дебаты. Житейская история. Легенда. 4 часа.
Анализ текста-легенды.


ТЕМА 22. Творческие проекты "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Самара в центральной и региональной прессе". 4 часа.
Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Самара в центральной и региональной прессе". Оформление творческих работ. Выпуск мартовской газеты «Школьные вести».
ТЕМА 23. Анализ мартовского выпуска газеты «Школьные вести». Дебаты. Рецензирование. Комбинация фактов и событий в тексте. Степень условности и домысла в художественно-публицистическом тексте. – 4 часа.
Анализ художественно-публицистического текста.
ТЕМА 24. Интерпретация фактов в статье. Богатство и развитость выразительных средств в тексте. – 4 часа.
Работа над составлением художественно-публицистических текстов на школьную тематику.
ТЕМА 25. Подготовка и выпуск апрельского номера газеты «Школьные вести», посвященного Дню смеха. Сбор и обработка материала. – 4 часа.
ТЕМА 26. Анализ апрельского номера «Школьных вестей». Дебаты. Рецензии. Новые идеи. Метод панорамирования. Социальное время в обозрении. – 4 часа.
Деловая игра.
ТЕМА 27. ОТЧЕТ. Своеобразие жанра: подробная описательность, полнота событийной информации, строгая последовательность изложения. Виды отчета в газете. – 4 часа.
Подготовка статей и заметок.
ТЕМА 28. Подготовка и выпуск последнего, майского, номера газеты «Школьные вести», посвященного окончанию учебного года. Сбор и обработка материала. – 4 часа.
ТЕМА 29. Анализ майского выпуска «Школьных вестей». Подведение итогов.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН



ТЕМА
Лекции
Семинарские
Практические
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
ВВЕДЕНИЕ. Функция журналистики.
Деятельность журналиста. Имена выдающихся журналистов.

ВСЕГО: 5 часов.


1












4
Слушание лекции. Составление плана.
Доклады о лучших представителях журналистской профессии.








2.
Публицистические жанры.
ВСЕГО: 5 часов












5








Доклады.



3.
Подготовка и выпуск сентябрьского номера газеты «Школьные вести», посвященного новому учебному году.
ВСЕГО: 8 часов
2
2
4





Лекции. Доклады. Подготовка и сбор материала.


Тренинги.
4.
1) Анализ 1-го выпуска газеты «Школьные вести».
2) Содержание. Заголовки.
ВСЕГО: 7 часов



1



4
Дебаты. Рецензирование. Доклады.


5.
Необычные тексты.
ВСЕГО: 4 часа.




4
Исследование. Подготовка текстов.
6.
Использование чужой речи в произведениях публицистического стиля.
ВСЕГО: 4 часа.


2
2
Доклады. Презентации.
7.
Октябрьский выпуск газеты «Школьные вести».
ВСЕГО: 8 часов




8
Сбор и обработка материала. Эксперимент, создание новых рубрик.
8.
Анализ октябрьского выпуска «Школьных вестей». Газетная информация.
ВСЕГО: 4 часа




4
Дебаты. Презентация любимой газеты.
9.
Заголовки: типы заголовков, влияние заголовков на содержание текста.
ВСЕГО: 7 часов
1
2
4
Лекция. Исследование. Деловая игра.
10.
Каким должен быть хороший публицистический текст?
ВСЕГО: 8 часов
1





2





5






Лекция. Исследование. Презентации.
11.
Выпуск ноябрьского номера газеты «Школьные вести».
ВСЕГО: 8 часов




8
Сбор и обработка материала.
12.
Анализ ноябрьского номера газеты «Школьные вести».
ВСЕГО: 2 часа






2
Дебаты. Рецензии.
13.
Репортаж.
ВСЕГО: 6 часов
1
2
3
Лекция. Доклады, Экскурсия «Творческая командировка».
14.
Подготовка и выпуск новогоднего номера газеты «Школьные вести».
ВСЕГО: 4 часа




4
Сбор и обработка материала.
15.
Анализ новогоднего выпуска «Школьных вестей».
ВСЕГО: 10 часов




2
Дебаты. Рецезирование.
16.
Аналитические жанры.
ВСЕГО: 6 часов
2
1
3
Лекции. Исследование. Практическая работа. Анкетирование.
17.
Подготовка и выпуск январского номера газеты «Школьные вести».
ВСЕГО: 4 часа




4
Сбор и обработка материала.
18.
Анализ январского выпуска «Школьных вестей». Рецензирование.
ВСЕГО: 4 часа
1


3
Рецензирование. Лекция. Практическая работа.
19.
Обозрение. Обзор. Прогноз. Время.
ВСЕГО: 4 часа
1


3
Лекция. Обзор СМИ. Конкурс обозревателей.
20.
Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий.
ВСЕГО: 4 часа
1


3
Лекция. Сочинения в рубрику «Нарочно не придумаешь».
21.
Выпуск февральского номера газеты «Школьные вести».
ВСЕГО: 4 часа




4
Сбор и обработка материала.
22.
Анализ февральского номера «Школьные вести». Житейская история. Легенда.
ВСЕГО: 4 часа




4
Дебаты. Рецензирование.
Сочинения малых жанров: «Моя житейская история».
23.
Творческие проекты «О чем пишут в газетах?». Выпуск мартовского номера газеты «Школьные вести».




4
Сбор и обработка материала. Оформление газеты – проекты.
24.
Анализ мартовского выпуска «Школьных вестей». Комбинация фактов и событий в тексте.
ВСЕГО: 4 часа




4
Дебаты. Рецензии. Практическая работа: «Анализ художественно-публицистического текста».
25.
Интерпретация фактов в статье.
ВСЕГО: 4 часа
1
1
2
Лекция. Исследование. Составление художественно-публицистических текстов на школьную тематику.
26.
Выпуск апрельского номера газеты «Школьные вести».
ВСЕГО: 4 часа




4
Сбор и обработка материала.
27.
Анализ апрельского номера «Школьных вестей». Новые идеи. Социальное время в обозрении.
ВСЕГО: 4 часа1
1


3
Дебаты. Рецензии. Деловая игра.
28.
Отчет. Своеобразие жанра.
ВСЕГО: 4 часа




3
Подготовка статей и заметок.
29.
Выпуск последнего, майского, номера школьной газеты «Школьные вести», посвященного окончанию учебного года.
ВСЕГО: 4 часа




4
Сбор материала, обработка материала.
30.
Анализ майского номера «Школьных вестей».
ВСЕГО: 2 часа




2
Подведение итогов.
ВСЕГО: 136 часов 13ч. 14ч. 109ч.



I I I .Методическое обеспечение.
1. Имеющийся материал:
А) Методические разработки для уроков:
Методическая литература;
Поурочное планирование;
Наглядные пособия:
- таблицы по изучаемым темам;
- блок-схемы
Раздаточный материал:
- практические работы;
- разноуровневые задания по изучаемым темам.
Пособия для учащихся:
- Ладыженская Т.А. Школьная риторика. Развитие речи - М., 1998г.
- Узорова О.В., Нефедьева Е.А. 550 Правил и упражнений по риторике - М., 2004г.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. Просвещение - М.,1989г.
- Троцкий П.С. Орфография без правил. Просвещение - М., 1991г.
2. Способ оценивания уровня достижений учащихся.
При изучении риторики основной метод - безоценочный. Выставляемые оценки- зачтено/ не зачтено. Текущие оценки выставляются в качестве поощрения.
3. Количество лекционных, практических, лабораторных работ.
Определяетс в зависимости от способа развертывания во времени и средства достижения учебных целей.
Лекционные занятия-13 часов;
Семинарские занятия – 14 часов;
Практическая работа-109 часов;


I V. Литература.
для учащихся:
1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.
2. Васильева Л.А.Делаем новости. - М., 2003.
3. Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2-х т. - М., 1998.
4. Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2006.
5. Колганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.
6. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 1995.
7. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.
8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2000.
9. Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М., 1985.
10. Шинкаренко В. Как писать в газету. - М., 2000.

для учителя:
1. Аргановский В.А. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. - М., 1999.
2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1989.
3. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? - М., 1998.
4. Лимонад Т.В. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.
5. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. - М., 2001.
6. Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью. - СПб, 2003.
7. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. - М., 1983

Комментариев нет:

Отправить комментарий