СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
( На материале
стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь
на Казбеке»
и М.Ю.Лермонтова
«Крест на скале»)
ВВЕДЕНИЕ
Для
того чтобы человек смог понять себя,
ему необходим словарь для разговора о
самом себе. Увеличению словарного
запаса школьника в любом возрасте
способствует, как известно, работа над
текстом. Особую трудность вызывает у
учащихся анализ лирического текста.
Проблема
заключается в том, что школьники, как
правило, воспринимают текст упрощенно,
не прочувствовав его, не разобравшись
в идейной позиции автора. На наш взгляд,
только серьезная работа над конструктивными
элементами текста поможет многое открыть
в нем.
В
своей Нобелевской лекции И.А.Бродский
писал: «Существует, как мы знаем, три
метода познания: аналитический,
интуитивный и метод, которым пользовались
библейские пророки, - посредством
откровения». Поэт считал, что поэзия
пользуется сразу всеми тремя методами,
«и порой с помощью одного слова… удается
оказаться там, где до него никто не
бывал». Таким образом, чтобы понять
автора, иногда необходимо найти это
«одно слово». По мнению Бродского,
«Стихосложение – колоссальный ускоритель
сознания, мышления, мироощущения».
Анализируя
лирический текст, учащиеся должны
обращать внимание и на его форму, и на
содержание, так как «нет формы вне
содержания», они должны быть предельно
внимательны к языку поэзии. Учащиеся
должны вникать в то, как говорит поэт,
убеждаться в неповторимости языка и
стиля каждого художника слова, обогащать
свою речь, учиться говорить образно и
ярко.
Предложенный
нами материал можно использовать на
уроках литературы в 9-ом классе при
изучении творчества А.С.Пушкина и
М.Ю.Лермонтова. На данном этапе учащиеся
уже владеют определенными навыками
анализа поэтического текста. Им необходимо
сделать выводы: чем отличается жизненная
позиция обоих поэтов.
Все
сказанное выше подтверждает актуальность
выбранной нами темы. Сравнительный
анализ двух стихотворений великих
русских поэтов 19-го века, А.С.Пушкина и
М.Ю.Лермонтова, может способствовать
развитию у учащихся исследовательских
навыков, вызвать интерес к литературе,
поможет разобраться в мировоззрении
авторов.
ЦЕЛЬ
нашего исследования: Исследовать
особенности идейно-образного,
стилистического и фонического уровня
стихотворений «Монастырь на Казбеке»
(А.С.Пушкин) и «Крест на скале»
(М.Ю.Лермонтов), выявив таким образом
жизненную позицию авторов.
ЗАДАЧИ:
- актуализировать
знания на основе ранее изученного
материала в курсе «русская литература»,
- способствовать
углубленному изучению лирики А.С.Пушкина
и М.Ю.Лермонтова
-
способствовать развитию умения
анализировать лирическое произведение,
используя метод сравнительного анализа,
а также умения выявлять обусловленность
явлений и процессов, характерных для
стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова,
-
способствовать развитию мировоззренческих
убеждений на основе осмысления жизненной
позиции двух великих русских поэтов.
-
способствовать развитию исследовательских
навыков при всестороннем анализе
лирического текста.
Объектом
исследования стали не входящие в
школьную программу по литературе 2
стихотворения: а) «Монастырь на Казбеке»
А.С.Пушкина и «Крест на скале»
М.Ю.Лермонтова.
При
анализе стихотворений использовался
поисково-аналитический метод.
Наш
личный вклад в разработку данной темы
заключается в уровневом анализе
поэтического текста, способствующем
максимально разобраться в информативности
данных художественных текстов.
Специальных
литературоведческих исследований,
посвященных сравнительному анализу
названных выше стихотворений, не
существует. Написанию данного исследования
способствовала наша работа над следующей
литературой:
Р.А.Храмцова.
Анализ поэтического текста в 5-11 классах.
(2006), И.А.Бродский. Поклониться тени.
(2000), М.Л.Гаспаров. О русской поэзии:
Анализы, интерпретации, характеристики
(2001), Е.Г.Эткинд. Материя стиха.(1998),
Ю.М.Лотман. Пушкин. (1995). Ю.М.Лотман. О
поэтах и поэзии. (1996) и др.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Читая
незнакомый поэтический текст, необходимо,
по мнению М.Л.Гаспарова, обратить внимание
на следующие моменты:
-
«Первый, верхний, уровень – идейно-образный.
В нем два подуровня: во-первых, идеи и
эмоции; во-вторых, образы и мотивы.
-
Второй уровень, средний, - стилистический.
В нем тоже два подуровня: во-первых,
лексика, то есть слова, рассматриваемые
порознь (и прежде всего слова в переносных
значениях, «тропы»); во-вторых, синтаксис,
то есть слова, рассматриваемые в их
сочетании и расположении.
-
Третий уровень, нижний – фонический,
звуковой. Это, во-первых, явления стиха
– метрика, ритмика, рифма, строфика; а
во вторых, явления собственно фоники,
звукописи – аллитерации, ассонансы».
(Цитирую
по книге: Р.А.Храмцова. Анализ поэтического
текста в 5-11 классах. Лекции 1-4. (Лекция
№1 «Анализ лирического текста на уроках:
общий взгляд»). Москва. Педагогический
университет «Первое сентября». 2006.
Стр.7.).
ГЛАВА 1.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина
«Монастырь на Казбеке».
А.С.Пушкин
Монастырь
на Казбеке
Высоко над
семьею гор,
Казбек, твой
царственный шатер
Сияет вечными
лучами.
Твой монастырь
за облаками,
Как в небе
реющий ковчег,
Парит, чуть
видный, над горами.
Далекий,
вожделенный брег!
Туда б, сказав
«прости» ущелью,
Подняться к
вольной вышине!
Туда б, в
заоблачную келью,
В соседство
бога скрыться мне!..
ПЕРВЫЙ
(идейно-образный) уровень стихотворения
«Монастырь на Казбеке» может быть
определен достаточно ярко и понятно
при помощи акварельных красок, выражающих
настроение данного поэтического текста.
В
большинстве своем преобладают светлые
тона (голубой, белый, яркий желтый),
символизирующие свободу, радость бытия.
В центре, «в сердце», рисунка – красное
пятно – это монастырь (мечта), к которому
так стремится лирический герой.
Но
темные пятна (черная краска, темно-серая,
темно-зеленая) настраивают на грустные
размышления: в жизни не все так ясно,
просто и прекрасно, если лирический
герой стихотворения хочет оказаться
на «вожделенном бреге», сказать «прости
ущелью», в котором находится. Мотив
поиска свободы, желанного душевного
покоя прослеживается во второй строфе
в словах: «Туда б, сказав прости ущелью,
/ Подняться к вольной вышине!» Идея
обретения гармонии и счастья в другом
мире, возможно, заоблачном, чувствуется
в стихотворении почти сразу.
ВТОРОЙ
УРОВЕНЬ, средний, - стилистический: а)
лексика, слова, рассматриваемые порознь
(и прежде всего слова в переносных
значениях, «тропы»); б) синтаксис, то
есть слова, рассматриваемые в их сочетании
и расположении.
Работа
со словом. Выписанные слова и словосочетания
вызывают положительные чувства: «горы»,
«лучи», «облака», «небо», «вольная
вышина», «вожделенный брег», «Бог».
Особое внимание следует обратить на
слова: «монастырь», «келья» и «ковчег»,
так как они ассоциируются со спасением
не только тела, но и души человека.
Кроме
того, следует обратить внимание на
лексику с прямо противоположным
значением: как внутреннюю, так и внешнюю.
Порядок
слов в стихотворении в обеих строфах
позволяет почувствовать красоту
окружающего мира: царственный шатер
Кавказа, чьи вершины отражают яркие
солнечные лучи; облака, отграничивающие
земной, суетный, мир от божественного,
спокойного, величественного, где у
человека там, в монастыре, появится
возможность подумать о своей душе,
насладиться свободой. Таким образом,
Кавказ становится символом свободной,
счастливой, спокойной жизни, мира, где
можно подумать о душе, можно спокойно
говорить с Богом, жить по его заповедям
и даже творить.
Но
лирический герой находится на другом
берегу, в «ущелье», где нет воли, трудно
дышать, со всех сторон надвигаются горы
и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье
– это Россия. Здесь, в ущелье, мрачно,
темно и тесно. Нет возможности ощутить
радость жизни и свободы.
Выводу:
два реальных образа в данном стихотворении
противостоят друг другу (хотя должны
находиться в гармонии) – это человек
(лирический герой) и окружающий мир.
Мотив
отсутствия воли, свободы у лирического
героя (и если говорить точнее – у самого
Пушкина), а также у всех мыслящих людей,
живущих в России, проходит красной
нитью через все стихотворение.
В
данном стихотворении автор использовал
различные средства художественной
изобразительности, помогающие разобраться
в идейном замысле данного произведения.
а)
эпитеты («царственный шатер», «вечные
лучи», «реющий ковчег», «вожделенный
брег», «вольная вышина», «заоблачная
келья») позволяют представить картину
другого, безмятежного, мира, в котором
можно жить свободно и счастливо. Но эта
картина лишена живых красок;
б)
метафора «семья гор» подчеркивает, что
лирический герой одинок, рядом нет
никого, с кем он хотел бы остаться в
этом бренном мире («ущелье»);
в)
наиболее ярким образным средством здесь
является сравнение. Монастырь сравнивается
с «реющим» в небе «ковчегом». Именно он
(монастырь) призван спасти человеческую
душу. Но абсолютное спасение, как и
абсолютный покой, возможен только в
вечности (небо – символ вечности).
Монастырь
для лирического героя – «далекий,
вожделенный брег». Мы все когда-нибудь
приплывем к этому «вожделенному брегу»
и обретем вечный покой. Но он пока еще
далеко, и надо жить, надо преодолевать
преграды.
Монастырь
– это еще и «заоблачная келья», в которой
можно будет замолить грехи, подумать о
душе и вечности, находясь в «соседстве
с Богом», постараться понять себя. Бог
направит, когда не знаешь, как поступить.
Вера в Бога спасет от житейской скверны.
Думается,
не зря люди уходят в монастырь, служат
Богу, а затем, очистившись, иногда
возвращаются в мирскую жизнь, чтобы
творить добро;
г)
примером использования олицетворения
является обращение «Казбек». Лирический
герой, как верный подданный, обращается
к царствующему лицу, которое находится
далеко за облаками, равнодушно «сияет
вечными лучами», ему безразлична судьба
страдающего человека;
д)
монастырь – символ свободной духовной
жизни.
Основной
художественный прием, прием контраста,
– антитеза:
С
одной стороны мир – «ущелье», который
тебя тяготит, с другой – монастырь, в
котором тишина и покой в «келье».
С
одной стороны мы представляем прекрасный
окружающий мир, в котором человек мог
бы быть счастливым, с другой – несчастного,
страдающего героя, готового сказать
«прости» этому миру и покинуть его.
С
одной стороны – беспокойная, полная
тревог и страданий жизнь, с другой –
холодная, равнодушная вечность, покой,
жизнь без страданий и тревог.
3.
Синтаксическая характеристика : а)
стихотворение «Монастырь на Казбеке»
написано простыми осложненными
предложениями (предложения осложнены
обращением, сравнительным оборотом,
обособленным согласованным определением,
обособленным обстоятельством, выраженным
деепричастным оборотом, уточняющим
обстоятельством места);
б)
именительный представления «далекий,
вожделенный брег!» помогает читателю
вместе с автором подумать о конечности
жизни и приближении смерти;
в)
формы сослагательного наклонения
(«подняться б», «скрыться б») передают
желание поэта, исполнение которых
возможно только при определенном
условии;
г)
восклицательные предложения «Туда б,
сказав прости ущелью,/ Подняться к
вольной вышине!» и «Туда б, в заоблачную
келью, / В соседство Бога скрыться мне!»
передают очень сильные чувства –
желание покинуть этот мир и оказаться
в другом – более счастливом. Но для
лирического героя это пока невозможно:
«вожделенный брег» далеко.
ТРЕТИЙ
УРОВЕНЬ, нижний, - фонический, звуковой:
а) явления стиха – метрика, ритмика,
рифма, строфика; б) явления собственно
фоники, звукописи – аллитерации,
ассонансы.
- Стихотворение написано шестистопным ямбом (с ударением на втором слоге):
Высоко над
семьею гор,
Казбек, твой
царственный шатер
Сияет вечными
лучами.
Твой монастырь
за облаками,
Как в небе
реющий ковчег,
Парит, чуть
видный, над горами.
- Мужская клаузула чередуется с женской клаузулой:
Далекий,
вожделенный брег!
Туда б, сказав
прости ущелью,
Подняться к
вольной вышине!
Туда б, в
заоблачную келью,
В соседство
Бога скрыться мне!..
- Рифма а) точная: гор – шатер, лучами – облаками – горами, ущелью – келью, вышине – мне; б) мужская чередуется с женской: гор, шатер – лучами, облаками; в) закрытая и открытая: шатер – лучами.
По
расположению в строках данного
стихотворения рифма в первой строфе -
смежная: ааббгб, перекрестная - 5-я
строка (как в небе реющий ковчег), которая
рифмуется с первой строкой второй строфы
(далекий, вожделенный брег!). Во второй
строфе - перекрестная рифма: абаб. В
результате стихотворение построено
следующим образом: ааббcб/
cгдгд.
- Стихотворение состоит из двух строф: первая строфа представляет собой шестистишие, т.е. состоит из шести строк. Вторая строфа – пятистишие, т.е. она состоит из пяти строк.
- Изобразительность данного стихотворения усиливается путем а) повторения согласных звуков, т.е. аллитерации (ощущение величия и красоты пространства) и б) повторения гласных звуков, т.е. ассонанса (ощущение высоты и полета):
Высоко
над семьею гор, с, к, р
о, а, и
Казбек, твой
царственный шатер в, р, с, н, р
а, о, и
Сияет вечными
лучами. с, в, н, м и,
э, а,
Твой монастырь
за облаками, в, м, н, р о,
а, и
Как в небе
реющий ковчег, в, н, р,
а, э, и
Парит, чуть
видный, над горами. р, в, н, м
а, и, а, и
6.
Звуковой символизм, то есть способность
звуков языка вызывать не только слуховые,
но и зрительные, осязательные, обонятельные
и вкусовые представления, а также
многочисленные эмоции:
описание
«не слуховых» представлений и эмоций,
вызываемых звуками русского языка, дал
еще Ломоносов в «Кратком руководстве
к красноречию»: « а способствовать
может к изображению великолепия, великого
пространства, глубины и вышины, также
внезапного страха… е, и, ъ, ю – к
изображению нежности, ласкательства,
плачевных или малых вещей; чрез я
показать можно приятность, увеселение,
нежность и склонность; чрез о, у, ы -
страшные и сильные вещи: гнев, зависть,
боязнь и печаль».
В
данном стихотворении звук а повторяется
28 раз, о – 10, и – 9, е – 12, ы – 5, ю – 4, я –
1.
Вывод:
Читая стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь
на Казбеке», представляешь великолепное
пространство, поражает его величина –
это, с одной стороны, Кавказ, где люди
свободны, как птицы, а с другой – это
заоблачная высь, в которой можно обрести
«соседство Бога», то есть другой, вечный,
мир. Лирический герой восхищается
красотой «царственного шатра», мечтает
об обретении свободы, покоя и умиротворения,
с нежностью представляет жизнь в
«заоблачной келье», страдает от мысли
о невозможности в ближайшее время
«подняться к вольной вышине». Он печалится
потому, что ему по-прежнему придется
жить в «ущелье», где душно, шумно, тесно,
трудно передвигаться и опасно.
ГЛАВА 2.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Крест на скале».
Михаил
Лермонтов
Крест на
скале
В теснине
Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь
лишь степному орлу,
Но крест
деревянный чернеет над ней,
Гниет он и
гнется от бурь и дождей.
И много уж
лет протекло без следов
С тех пор,
как он виден с далеких холмов.
И каждая
кверху подъята рука,
Как будто он
хочет схватить облака.
О если б
взойти удалось мне туда,
Как я бы
молился и плакал тогда;
И после я
сбросил бы цепь бытия,
И с бурею
братом назвался бы я!
ПЕРВЫЙ
УРОВЕНЬ: идейно-образный.
При
изображении данного стихотворения в
красках можно увидеть, что преобладают
темные тона, но вокруг них - голубой и
белый цвета, символизирующие пространство,
небо. Много красного, желтого, оранжевого
тонов, которые как бы пронзают пространство,
ибо в первой и третьей строфе речь идет
о буре. В воображении предстают картины:
черный деревянный крест на скале, что
«гнется от бурь и дождей», и лирический
герой-романтик, мечтающий сбросить
«цепь бытия». Эти образы на данном этапе
– главные. Становится ясно, что лирический
герой не удовлетворен своей жизнью, ему
хочется ее изменить: сделать более
насыщенной и яркой.
ВТОРОЙ
УРОВЕНЬ: стилистический.
Для
того чтобы подтвердить правильность
выбранной цветовой гаммы стихотворения
«Крест на скале», следует выписать
цепочку слов и выражений, называющих
место или положение в пространстве:
«скала на Кавказе», «степной орел»,
«крест деревянный», «от бурь и дождей»,
«без следов», «с далеких холмов»,
«каждая…рука», «схватить облака», «цепь
бытия», «с бурею», «братом». Ребята
обратят внимание на слово «буря»,
которое используется в 4-ой строке 1-ой
строфы и в 4-ой строке 3-ей строфы. Это
ключевое слово.
Художественное
пространство – мир, полный тревог и
битв и «Я» (лирический герой), которые
противопоставлены друг другу (антитеза).
Лексическая
работа позволяет поразмышлять над
словами «крест», «буря», «холмы», «бытие»,
которые могут употребляться в прямом
и переносном значении. В их воображении
предстает два мира: «теснина Кавказа»,
куда «долететь лишь степному орлу», и
«далекие холмы», на которых находится
лирический герой. Его заветная мечта –
оказаться там, где «крест» «гнется от
бурь и дождей» и «хочет схватить облака».
Герой стремится отказаться от прежней
жизни, «сбросить цепь бытия», ему хочется
борьбы – «с бурею братом назвался бы
я!».
Одно
из основных художественных средств
художественной изобразительности –
антитеза. Автор противопоставляет друг
другу два мира: мир «бурь и дождей» и
свое «я», а также «цепь бытия», где
невозможна радость битвы.
Олицетворение
помогает представить крест, у которого
«каждая кверху подъята рука, / Как будто
он хочет схватить облака», живым,
способным на протест.
Крест
– художественный символ судьбы
лирического героя. Он одинок, его жизнь
проходит зря («Гниет он и гнется от бурь
и дождей»), время проходит, но он не в
состоянии что-либо изменить. Лермонтов
говорит о кресте как о человеке, предельно
одиноком, погибающем («гниет он и
гнется»).
Синтаксические
особенности:
Стихотворение
«Крест на скале» написано сложными
предложениями: 1-ая строфа представлена
сложной синтаксической конструкцией,
противительный союз «но» противопоставляет
безмерному пространству черный, гниющий,
гнущийся от бурь и дождей крест.
Повторяющийся соединительный союз «и»
во 2-ой строфе «соединяет» события: и
много лет прошло, и каждая поднятая
кверху рука как будто «хочет схватить
облака». состоит данная строфа из 2-х
сложноподчиненных предложений. В 3-ей
строфе опять повторяется союз «и»,
связывая два важных события в судьбе
героя: «И после я сбросил бы цепь бытия,
/ И с бурею братом назвался бы я!». Данная
строфа – сложная синтаксическая
конструкция.
Личное
местоимение «я» использовано в
стихотворении 5 раз и противопоставлено
местоимению «он». В центре внимания
читателя переживания героя-романтика,
стремящегося обрести свою, настоящую,
судьбу, полную бурь и тревог. Одно из
качеств романтического героя – его
стремление к прекрасному, но недостижимому
идеалу. Этот же мотив прослеживается в
стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Парус»,
«И скучно, и грустно…».
Сослагательное
наклонение глаголов в последней строфе
«О если б взойти удалось мне туда, / Как
я бы молился и плакал тогда; / И после я
сбросил бы цепь бытия / и с бурею братом
назвался бы я!» усиливает впечатление
от прочитанного. Читатель понимает
основную идею стихотворения – жизнь
прекрасна только в борьбе.
Последнее
предложение (сложная синтаксическая
конструкция), из которого состоит 3-я
строфа, восклицательное. Именно здесь
заключена вся гамма чувств, испытываемая
лирическим героем – самим автором
стихотворения. Жизнь, не заполненная
смыслом, пуста. В чем же смысл жизни? -
В желаниях, в борьбе. Лучшие годы,
молодость, проходят, а радости от бытия
и страстей нет.
ТРЕТИЙ
УРОВЕНЬ: фонический, звуковой.
- Стихотворение написано анапестом (с ударением на третьем слоге):
В
теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда
долететь лишь степному орлу,
Но
крест деревянный чернеет над ней,
Гниет
он и гибнет от бурь и дождей.
- Клаузула – мужская: последний слог ударный, после него нет безударных:
И
много уж лет протекло без следов
С
тех пор, как он виден с далеких холмов.
И
каждая кверху подъята рука,
Как
будто он хочет схватить облака.
- Рифма а) точная: скалу – орлу, над ней – дождей, следов – холмов; б)мужская: над ней – дождей, следов – холмов и женская: туда – тогда, бытия – я; в)открытая: скалу – орлу, рука – облака и закрытая: следов – холмов, над ней – дождей.
По
расположению в строках этого стихотворения
рифма смежная (рифмуются соседние
строки): аабб ввгг ддее.
- Стихотворение состоит из трех строф, каждая строфа – четверостишие, или катрен.
- Фонически изобразительность в данном стихотворении достигается путем аллитерации (повторения согласных звуков), появляется ощущение чего-то необычного, что беспокоит и манит к себе:
В
теснине Кавказа я знаю скалу, т,
н, к, с, л и, а, у
Туда
долететь лишь степному орлу, т, л,
с, н, р, л а, и, у
Но
крест деревянный чернеет над ней, н,
р, н, д о, и, а, э
Гниет
он и гнется от бурь и дождей. н, б, р,
д о, и, у э
- Статистический анализ (подсчет гласных звуков в стихотворении) показывает, что гласные звук повторяются следующим образом: а – 39 раз, и – 27, е – 8, у – 8, 0 – 6, я – 6, ы – 4.
Звуковой
символизм позволяет представить великое
пространство, окружающее человека,
любовь лирического героя к жизни и его
страдания оттого, что он – в стороне от
бурь и тревог, он испытывает также
страшные и сильные вещи: гнев, зависть,
боязнь и печаль. Настоящая жизнь проходит
мимо. Он вынужден влачить жалкое
существование, быть лишним в этой жизни.
ВЫВОДЫ:
ТАБЛИЦА
РЕЗУЛЬТАТОВ
СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО
АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЙ А.С.ПУШКИНА
«МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ» И М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
«КРЕСТ НА СКАЛЕ»
Произведение
|
Первый
уровень -идейно-образный:
А) идеи и
эмоции;
Б)
образы и мотивы
|
Второй
уровень – стилистический:
А) лексика,
«тропы»;
Б)
синтаксис
|
Третий
уровень – фонический, звуковой:
А) метрика,
ритмика, рифма, строфика;
Б)
аллитерации, ассонансы
|
А.С.Пушкин.
Стихотворение «Монастырь на Кавказе»
|
Лирический
герой (сам автор) не принимает свою
действительность, его не устраивает
жизнь в «ущелье», его главное желание
– «скрыться» «в соседство Бога», где
будет свободна и спокойна его душа.
Смысл жизни – в обретении духовной
свободы, возможности спокойно жить и
творить. Мотив неустроенности
собственной жизни и невозможности
изменить ее на данном этапе проходит
через все стихотворение.
|
Наиболее
яркие средства художественной
изобразительности:
А) антитеза
– контраст между жизнью в «ущелье» и
жизнью в монастыре, за облаками, «в
соседстве» с Богом;
Б)
олицетворение: царственный Казбек
равнодушен к страданиям героя;
В) Монастырь
– художественный символ, олицетворение
счастливой, глубокой, спокойной
духовной жизни;
Г) Сравнение:
монастырь – это ковчег, способный
спасти героя, это «вожделенный брег»,
к которому стремится душа поэта.
Покой для
лирического героя – это возможность
творить, ощущение духовной свободы;
Д) Формы
сослагательного наклонения глаголов
и восклицательные предложения в 3-ей
строфе – показатель очень сильных
чувств, переживаемых героем.
|
1. Стихотворение
написано ямбом (ударение на втором
слоге);
2. Клаузула
мужская и женская;
3. Рифма
точная, мужская чередуется с женской,
открытая чередуется с закрытой; по
расположению в строках рифма смежная
и перекрестная:
ааббcб
/ cгдгд.
4. Стихотворение
состоит из 2-х строф: 1-я строфа –
шестистишие, 2-я строфа – пятистишие.
5. Фонически
выразительность достигается путем
аллитерации и ассонанса.
6.
Анализ звукового символизма позволяет
представить великое пространство, в
котором лирический герой не может
обрести счастье, так как он не достиг
гармонии и находится на другом «бреге».
Смысл жизни для него – в обретении
духовной свободы и возможности спокойно
творить.
|
М.Ю.Лермонтов.
Стихотворение «Крест на скале»
|
Лирический
герой-романтик (сам автор) сконцентрирован
на личных переживаниях. Он неудовлетворен
реальной действительностью, он - в
стороне от «бурь» и тревог. Герой хочет
«сбросить» «цепь бытия», изменить
свою судьбу («с бурею братом назвался
бы я». Герой не свободен как внешне,
так и внутренне. (Время, в которое жил
автор – время жесточайшей реакции в
России, время отсутствия возможности
обрести свободу во всех ее проявлениях).
Смысл жизни для него – в тревогах
и битве. Но он вынужден, как этот крест,
прозябать.
Основной
мотив – неустроенности собственной,
настоящей, жизни и невозможность
изменить ее в будущем.
|
Наиболее
яркие средства художественной
изобразительности:
А) антитеза
– контраст между миром, в котором
живет лирический герой, и миром
воображаемым, свободным, где возможны
битвы;
Б) олицетворение
– крест поднимает «кверху» руки, «Как
будто он хочет схватить облака»;
В)
художественный символ: крест – это
воображаемая судьба поэта, которую
он хотел бы обрести, но в данный момент
это невозможно;
Г) формы
сослагательного наклонения и
восклицательное предложение в 3-ей
строфе – показатель очень сильных
переживаний лирического героя (автора);
Д)
Использования личного местоимения
«Я» (повторяется в стихотворении 5
раз) – это возможность заострить
внимание на личности автора.
|
1. Стихотворение
написано анапестом ( с ударением на
третьем слоге);
2. Клаузула
мужская;
3. Рифма
точная, мужская и женская, открытая и
закрытая; по расположению в строка
рифма смежная:
аабб ввгг
ддее.
4.Стихотворение
состоит из з-х строф, каждая строфа –
четверостишие, или катрен;
5. Фонически
выразительность достигается путем
аллитерации;
6.
Анализ звукового символизма позволяет
представить великое пространство,
полное бурь и тревог и лирического
героя-романтика, находящегося в стороне
от этой активной жизни и страдающего
от состояния своей непричастности.
Он лишний в этой жизни. Настоящая жизнь
проходит мимо. Он страдает.
|
ВЫВОДЫ:
В анализируемых стихотворениях много
общего: лирический герой Пушкина и
лирический герой Лермонтова недовольны
своей жизнью, мечтают изменить ее, но
на данном этапе это невозможно. И тем
не менее мироощущение лирических героев
лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
разное. Лирический герой А.С.Пушкина
стремится «скрыться» «в соседство
Бога», чтобы обрести духовную свободу
и там, в «вольной вышине» заниматься
творчеством. Лирический герой
М.Ю.Лермонтова, наоборот, стремится к
битвам, так как его основное желание –
быть «с бурею братом», по его мнению,
«без боренья нет горенья». В данном
случае лирические герои тождественны
своим авторам. Этот факт позволяет нам
разобраться в мировоззрении Пушкина и
Лермонтова.
Оба
лирических героя несчастны в своем
настоящем. И это неправильно. Ведь жизнь
– это не только минуты радости и счастья,
это еще минуты неудовлетворенности
собой, то есть «душевной невзгоды». Не
случайно А.С.Пушкин в свое время сказал:
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Анализ лирического произведения –
путь, помогающий школьнику а) разобраться
в специфике лирики как литературного
рода, б) услышать голос лирического
героя, говорящего о своих чувствах и
переживаниях, в) провести самостоятельное
исследование в области специфических
особенностей поэтического текста, г)
определить мировоззрение авторов, д)
определить свое отношение к авторам и
к миру.
2.
При анализе стихотворений А.С.Пушкина
(«Монастырь на Казбеке») и М.Ю.Лермонтова
(«Крест на скале») учитывался трехуровневый
слой текстов: а) идейно-образный, б)
стилистический и в) фонический, звуковой.
Содержательные наблюдения систематизировались
(предлагались выводы в области фонетики,
лексики, морфологии и синтаксиса
стихотворений) и были представлены в
виде сопоставительной таблицы.
3.
Богатый материал, собранный в процессе
анализа данных поэтических текстов,
позволяет сделать интересные выводы о
разных жизненных позициях А.С.Пушкина
и М.Ю.Лермонтова и может способствовать
проведению урока литературы в 7, 8, 9-х
классах.
4.
Учащиеся, познакомившись с предложенным
материалом, смогут ответить на следующие
вопросы: 1) Какова тема стихотворения?
2) Настроение стихотворения. Как оно
выражается? 3) Как стихотворение построено?
4) Как звучит стихотворение? (Размер,
ритм, длина строк, наличие или отсутствие
рифмы). 5) Какие приемы использует автор?
(Метафора, эпитет, олицетворение,
сравнение, цветопись, повторы и другие
средства художественной выразительности).
6) Каким мне представляется лирический
герой этого стихотворения? 7) Какие
мысли и чувства хотел донести автор до
читателя? 8) Ассоциации, которые вызывают
образы, созданные поэтом. 9) Личное
впечатление от стихотворения.
5.
Выводы по анализу данных текстов,
представленные в устной и письменной
форме, способствуют развитию речи
школьников.
ЛИТЕРАТУРА
БРОДСКИЙ
И.А. Поклониться тени. Эссе. СПб.: Азбука,
2009, 118 с.
ГАСПАРОВ
М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации,
характеристики. СПб.: Азбука, 2001, 288 с.
ЛОТМАН
Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПБ,
1996, 340 с.
ЛОТМАН
Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПБ, 1995, 256 с.
ХРАМЦОВА
Р.А. Анализ поэтического текста в 5-11
классах. М.: Педагогический университет
«Первое сентября», 2006, 120 с.
ЛЕРМОНТОВ
М.Ю. Избранное. М.: «Художественная
литература», 1986.
ПУШКИН
А.С. Сочинение в 3-х томах. М.: «Художественная
литература», 1985.
Комментариев нет:
Отправить комментарий